Что такое дом для современного человека? Надежная крепость и защита от житейских невзгод, мир личного пространства, который влияет не только на нашу жизнь, но и на наше настроение и мироощущение. Очень важно выбрать или построить для себя такой дом, который бы дарил тепло и уют, соответствуя всем требованиям и образу жизни владельца — свое функциональное, надежное, любимое жилище.
Именно в таком доме проживает семейство Уильямсов. Это утопающее в кронах деревьев жилище, расположенное во Фрешвотере, в Сиднее, и идеально интегрированное в роскошную местную природу создал архитектор Мэтт Элкан. «Дом существенно взаимодействует с окружающей средой», — говорит он. Благодаря материалам и месту расположения, этот дом дарит семье из четырех человек ощущение связи с окружающими деревьями, роскошными видами и местным климатом. «Этот дом спокойный, — добавляет Элкан. — Он легко и ненавязчиво располагается на своей территории, гармонично вписываясь в местность. Это утонченный, аккуратный дом».
Проект в цифрах
- Кто проживает в доме: Грег и Сьюзен Уильямс и их дочери (9 и 10 лет)
- Расположение: Фрешвотер, Австралия
- Архитектор: Мэтт Элкан
- Размер: 2153 квадратных футов (200 квадратных метров), 3 спальни, 3 ванные комнаты
- Год постройки: 2013
- Фото: Simon Whitbread
Это пригородный район, который находится чуть менее чем в двух милях от берега, изначально был местом для коттеджей, который впоследствии стал стремительно расти и развиваться. «Примечательность этой местности в том, что здесь произрастает большое количество туземных кустарников, в сохранении которых очень заинтересованы их владельцы», — говорит Элкан.
«Наша надежда на строительство нового дома заключалась в том, чтобы создать место, не только удовлетворяющее нашим потребностям, но и вдохновляющее нас, радующее наших гостей и отдающее должное этой местности», — говорит владелец дома Грег Уильямс.
Грег и Сьюзен мечтали о доме, который мог разместить их растущую семью, но они не хотели строить что-то очень большое просто потому, что они могли себе это позволить. «У клиентов были относительно скромные пожелания относительно размера жилища, это позволило увеличить бюджет дома и хорошо продумать его детализацию», — говорит Элкан. Они использовали первоначальные опоры коттеджа, чтобы минимизировать процесс строительства.
Возвышающееся над долиной, затерявшееся среди деревьев, Элкан и Уильямсы создали жилище, напоминающее дом на дереве. Дизайн «словно напрашивался сам», говорит Грег.
«Мы хотели дом, в котором можно было бы максимально ощущать себя за его пределами, — говорит Элкан. — В принципе, это было бы здорово, находясь в доме, чувствовать себя все время как будто в кемпинге».
Внутренние жилые помещения имеют четкое разграничение между собой. Так, коммунальные сооружения расположились на восточной стороне дома, а спальни и ванные комнаты находятся на западной стороне. Архитектура также дает визуальные подсказки. «В данном случае мы умышленно постарались сделать спальни и ванные комнаты компактными, с относительно низкими потолками, для того, чтобы люди стремились выбраться из своих спален и проводить больше времени в общем пространстве», — говорит Элкан.
Открытая гостиная стимулирует постоянный поток людей, света и воздуха. Жалюзийные окна пропускают настолько много света и воздуха, насколько это возможно. Так как дом выходит на север, дующие с северо-востока океанские бризы постоянно наполняют его природной свежестью. Спроектированный Элканом выступ крыши, создает летом необходимую тень, а зимой, когда солнце находится на небе ниже, пропускает к дому много света.
Кроме потолочных вентиляторов, в доме больше нет никакого активного охлаждения. «С умеренным климатом Сиднея, довольно легко было проектировать жилье, где большая часть отопления и охлаждения является пассивной», — говорит Грег. Дом, использующий природные силы для климат-контроля, всегда открыт окружающему миру.
Чтобы уменьшить необходимость отопления здания, при строительстве были использованы низкоэмиссионные стекла для окон и стеклопакеты во многих местах, а также надежно заизолирована наружная обшивка дома. Печь, которую можно топить дровами, отапливает гостиную, а радиаторы, расположенные по всему дому, обеспечивает тепло всему жилищу.
Очень интересное решение было использовано в этом доме относительно телевизора: чтобы он не был неотъемлемой частью повседневной жизни (как это бывает во множестве современных семей), телевизор поставили в небольшой комнате, отделенной от основной жилой площади. «Отдельная комната с телевизором была спланированным решением, мы не хотели, чтобы гостиная представляла собой комнату для просмотра телевизора», — говорит Элкан. «Клиент считает, что телевизор должен быть чем-то, что смотрят намеренно, а не просто включают в качестве фона».
Камин: Morso 7648;
полы: эвкалиптовое дерево с тунговым масляным покрытием, 30-процентным блеском
«Я был особенно впечатлен желанием клиента удостовериться, что их дочери будут активными участницами семейной жизни, и что моя проектировка дома должна будет поспособствовать этому», — продолжает Элкан. Подвижные древесные экраны позволяют открывать комнату с телевизором для остальной части дома.
Уильямсы видели в своем будущем доме большое комфортное пространство, где можно будет собирать множество своих друзей и семью. «После проживания в нашем предыдущем доме, который просто не позволял нам приглашать и комфортно размещать компании наших друзей, возможность проводить большие званые обеды была просто чем-то грандиозным», — говорит Грег.
«Мэтту стоило больших усилий вовлечь девочек в процесс проектирования», — добавляет Сьюзан. «В результате все мы наслаждаемся комфортным проживанием здесь. У нас есть дом, полный бегающих вокруг детей, которые наполняют его звонким смехом, и в то же время, это дом, в котором взрослые могут общаться и проводить время с удовольствием».
Пол Грей, строитель дома, создал по проекту Элкана обеденный стол и подарил его семейству на новоселье. Также он сделал очень оригинальный светильник, который повесили над обеденным столом: выполнен он из традиционной местной ловушки для рыб и медных труб от старого дома. Вся остальная мебель в доме была предоставлена компанией Vampt Vintage Design.
Кухня, которая располагается отдельно от столовой, легко размещает друзей и всю семью, и является центральной точкой дома, соединяющей между собой две его стороны. «Мы заметили, что гости нашего дома почти всегда оказываются в столовой/кухне, как будто это место обладает гравитацией», — шутя, говорит Грег.
Столешницы кухонной мебели выполнены из переработанного эвкалипта и нержавеющей стали. Кухонные шкафы — из темно-синего деревянного шпона, который покрыт белым полиуретаном.
К столовой примыкает домашний офис. «На начальном этапе обсуждения дизайна для меня был очень важен вопрос о моем рабочем месте», — говорит Грег. В итоге его реализовали подобно ТВ-залу. «Это отдельное пространство, где я могу сосредоточиться, но в то же время оно размещено относительно централизованно в доме, поэтому я никуда не исчезаю из семейной жизни во время рабочего процесса».
Произрастающие за окнами ангофоровые деревья обеспечивают красивый пейзаж в обоих концах главной оси дома.
Полностью оборудованный подвал, расположенный на первом этаже дома, включает в себя прачечную, игровую комнату, гараж и место для хранения.
Цистерны, предназначенные для дождевой воды, рассчитаны на объем в 10,000 литров и прекрасно покрывают расходы воды для ванной, прачечной и сада.
Что касается цвета дома, то он был выбран позже, уже в процессе проектирования. Семья остановила выбор на почти черном цвете под названием «Монумент», который потом «распространился подобно вирусу на все остальные части дома», говорит Грег. Его сразу же привлек оттенок, который он описывает как «глубокий древесный уголь с намеком на шоколад». Контраст черного и натурального дерева в доме выглядит просто поразительно.
По словам Элкана, основное внимание было акцентировано на том, что черный цвет визуально вписывается в окружающий ландшафт. «Если вы посмотрите на дома со склона холма, то увидите, что светлые здания выбиваются на общем фоне, а темные гармонично сливаются с пейзажем. По этой причине местные общины не рекомендуют использовать при строительстве жилья светлые тона. Кроме того, они отражаются в соседних домах», — говорит он.
Цвета, используемые снаружи дома, продолжаются внутри помещения, и наоборот. «В Сиднее мы по возможности стараемся жить вне дома как минимум на протяжении шести месяцев в году, и создание пространств, плавно вытекающих изнутри дома наружу, было очень важной частью хорошего дизайна», — говорит Грег. Кроме того, было довольно просто придерживаться цветовой схемы минимализма при создании этого дома. В нем действительно используются только три основных цвета: мягкий белый, темно-угольный и цвет натурального дерева. Картины, детали интерьера и мебель добавляют дому немного других цветов.
Семья Уильямс, запечатленная на фото, невыразимо счастлива в своем доме. «Я помню наше пробуждение на рассвете в один из самых первых дней, проведенных в нашем новом доме: мы ощущали, как свет, проходящий сквозь довольно прозрачные жалюзи, окутывает нас, и просто наслаждались этим чувством, растворяясь в нем», — говорит Грег. По его словам, каждая комната дома имеет красивое естественное освещение, которое меняется в течение дня. «Друзья говорят, что чувствуют умиротворение, посещая наш дом», — говорит он.
Для семьи Уильямсов стало настоящим открытием то, каким легким и комфортным может быть проживание в доме, соответствующем их образу жизни. «Проживание в хорошо продуманном, красивом и функциональном пространстве положительно влияет на микроклимате в нашей семье и дарит нам хорошее настроение», — говорит Грег.