В этой статье речь пойдет о четырех жилищах, которые оказали огромное влияние на наше понимание и восприятие проектировки и строительства жилья в сельской местности Тихоокеанского Северо-Запада. Все эти проекты объединены друг с другом множеством общих важных особенностей — некоторые из них совершенно очевидны, в то время как другие требуют более глубокого прочтения. В совокупности эти четыре проекта создают новый словарь дизайна, который направляет развитие архитектуры по вектору чувствительности, вневременности и порядка.
Walker-Pope House — проект Гордона Волкера, остров Оркас, Вашингтон
Архитектурная оболочка в этом проекте представляет собой самое простое геометрическое решение: стальная конструкция, поддерживающая пол и крышу здания, пролегает над довольно неоднородной, неровной лесной почвой. Одной стороной домик мягко приземляется на верхнюю часть склона, благодаря чему создается ощущение близости спальни к прилегающей террасе. Со своеобразной «палубы», расположенной с другой стороны здания, возвышающейся над нижней частью склона, открывается поразительной красоты вид на окружающую природу. Два циркуляционных коридора, расположенных вдоль интерьера, придают планировке лаконичность и предоставляют всю ширину пространства гостиной. На южной стороне здания расположены большие окна от пола до потолка, которые открывают вид на лес, а вдоль северной стороны протянулось хранилище со всевозможными полками и нишами, в которых можно разместить разные вещи.
Sebastopol Residence, спроектированная компанией Turnbull Griffin Haesloop Architects, Себастопол, Калифорния
Подобно Walker-Pope House, в этом проекте также использована довольно простая структура крыши здания, повторяющаяся в целой серии подобных конструкций. В столовой конструкция немного поднимается, чтобы обеспечить простор, хорошее освещение и высокие потолки. В этом жилище мы снова видим прием использования двойных коридоров и подсобного блока при входе. Это решение позволяет оставить противоположную стену абсолютно открытой для обзора. В этом проекте отлично продумано разграничение жилого пространства (гостиная, столовая, кухня, спальни) и служебных помещений (ванные комнаты, подсобка, хранилище).
Вилла Люси, проект Anthony Pellecchia (WPA Studio), пролив Хуан-де-Фука, Вашингтон
Этот необычный дом состоит из двух простых стеклянных коробок: одна длиннее, и другая поменьше. В то время как интерьер включает в себя только один коридор, роль второго коридора выполняет пролегающая за границами дома аллея. И эта общая черта объединяет данное строение с предыдущими проектами. Специально продуманное возвышение конструкции над лесной почвой создает особое отношение к рельефу, и, благодаря этой дополнительной высоте, перед жильцами открывается действительно потрясающий вид.
Visiting Artist House от Джима Дженнингса, Гейзервиль, Калифорния
На первый взгляд может показаться, что этот дом резко отличается от всех предыдущих примеров, но при детальном рассмотрении планировки и фасада здания можно найти значительное сходство с ними.
Здесь также присутствует двойной коридор, который аккуратно отделяет комнаты, расположенные в центре, в то время как помещению общего пользования (гостиной) отводится вся ширина пространства. Структура рельефа здесь также имеет первостепенную важность, и каждая сторона жилища по-своему соотносится с ландшафтом. В то время как самоограничение этого строения исключает какие-либо виды вдоль бетонных стен, пространство между стеной и потолком практически открыто и заполнено естественным светом.
Каждый из этих проектов был разработан кем-то, кого мы по праву считаем мастером архитектуры (и, по крайней мере, 2 из 4 проектов были разработаны в качестве жилья для самих архитекторов). Когда такие четкие сходства прослеживаются в работах такого масштаба, речь уже идет не просто о мимолетном влиянии или течении, здесь уместно говорить об основе философской архитекторской мысли. Возможно, что эти примеры сходств в последствии станут предметом для еще более детального изучения. Эти четыре проекта довольно красноречиво говорят о значении простоты, о том, как много значит отношение здания к земле, на которой оно возводится, и о важности дисциплины в дизайне.